Инородческое 4-классное училище
Торское училище положило начало распространению грамотности среди населения Тункинской долины. В обращении тайши в Тункинскую степную думу изложена мотивация открытия училища — огромное желание бурят обучать детей грамоте. Главный родоначальник В.Дорофеев в письме инспектору народных училищ Иркутского округа выдвигает идеологическое обоснование важности этой просьбы, как противодействие монгольскому влиянию и ламаизму. Ответа от инспектора не последовало. Поэтому 26 октября 1886 года пишется ходатайство уже иркутскому генерал-губернатору. Только после этого 4 февраля 1887 года в Торы приходит бумага следующего содержания: «В Тункинскую степную думу: на основании §7 народных училищ открыть в Торском улусе для обоего пола училище с 15 февраля 1887 года. Учителем с того же дня назначить В.Ф.Кульчихина. Сбор с инородцев в размере 700 рублей разрешить...» (Гос.архив Иркутской области ДНУИГ д.19.св.14.226-227). Так в Торах была открыта школа. Занятия начались 3 марта 1887 года. На первый учебный год собрали 22 ученика из близлежащих улусов. По мнению старожилов села, здание школы построили жители на свои средства. Первый учитель В.Ф.Кульчихин имел гимназическое образование и двухгодичные курсы по специальности. Владимир Федорович не только учил грамоте, но и заботился о быте детей. Проработав пять лет, он завоевал уважение местного населения. С 1892 года учителем в школе работал А.С.Вязгунов. Он обучал детей грамматике, арифметике, чистописанию. Обязательным предметом был закон божий, которому учил священник Иван Косыгин. Из отчета за этот год видно, что число учащихся в школе было 13, книг для чтения — 161, для учеников — 14, для учителей — 37. Не всем желающим удавалось получить начальное образование, в основном могли учиться дети из зажиточных семей.
Неполная средняя школа
С приходом Советской власти жизнь в Торах начинает меняться. С марта 1928 года была организована коммуна «Ниигэм журам», куда вошли 20 семей бедняков. Организатором и руководителем коммуны был М.Г.Кырмыгенов. В 1930 году коммуна была преобразована в сельхозартель «Улаан Торы». В 1935 году в селе была уже семилетняя школа, которая и стала кузницей кадров для сельскохозяйственного и культурного строительства. Директором школы был Г.С.Шалтыков. Выпускники семилетки продолжали обучение в Кыренской средней школе. Уважение у торцев снискали учителя семилетки: Е.К.Шалтыкова, Е.А.Мадагаева, М.И.Бачанова, П.В.Сизранова. В тяжелые годы войны школа оставалась центром культуры и воспитания. Директором школы работала М.И.Артемьева, учителями — Д.Ж.Бардуева, до мобилизации на фронт Д.Ж.Перхаев и другие.
Средняя школа
В пятидесятых годах происходит укрупнение колхозов. Так были объединены колхозы «Улаан Тооро» и «Улаан Шулуута», в один под названием «Путь к коммунизму», председателем его был избран Е.Н.Холбоев. Сельскому хозяйству были нужны квалифицированные специалисты. С сентября 1952 года школа переходит в статус средней. В эти годы школа работала над реализацией постановления правительства по осуществлению политехнического обучения. Начинают происходить значительные изменения в учебной программе. Особое внимание уделялось предметам естественно-математического цикла. При школе был разбит большой сад, который давал хороший урожай вишни, яблок, малины. Разводили кроликов, проводили опытническую работу в огороде под руководством биолога Е.Н.Бурловой. Эту напряженную работу педагогического коллектива возглавлял директор Н.Б.Тармаев. Контингент учащихся в те годы доходил до 700, учились в две смены. Школа занимала четыре маленьких здания, назрел вопрос о строительстве новой школы. Выпускники тех лет с благодарностью вспоминают А.Р.Кырмыгенову, П.Б.Балтахинова, Е.Х Храмцова, М.И.Павлову. Школа тогда была подлинной кузницей кадров.
Средняя школа с производственным обучением
Директор школы Н.С.Шагдуров, принявший школу в 1967 году, приложил немало усилий для завершения строительства трехэтажного здания в кирпичном исполнении. Он уделял большое внимание укреплению материально-технической базы школы. Школа славилась ученической производственной бригадой, которая занималась выращиванием куузику. Руководителем бригады была учитель биологии С.Е.Шагланова. Все эти годы в школе трудился дружный коллектив. Длительное время завучем школы работала П.Д.Бахажеева, талантливый педагог и наставник молодежи, неустанно прививала детям любовь к родному языку и литературе, своему краю. Глубокий след в жизни школы оставил молодой учитель физики А.Л.Ангархаев. Будучи учителем Торской школы, он сделал первые удачные шаги на литературном поприще. Благодарная память учеников также перечисляет имена учителей: М.И.Баганова, П.П.Базарова, Д.Ш.Болдошкин, Н.С.Шагдуров, З.З.Холхоева, М.П.Доржиева, В.С.Дармахеев, С.Е.Шагланова, Р.И.Бакланов и другие.
Переходный период развития школы
В восьмидесятые годы коллектив школы работал над дальнейшим совершенствованием учебно-воспитательного процесса, повышением качества знаний, умений и навыков учащихся, прогнозированием перспектив развития личности, индивидуализацией и дифференциацией обучения, воспитания и развития учащихся. Важную роль в решении этих задач сыграла Р.А.Фомкинова, возглавлявшая коллектив в течение восьми лет. Это человек, влюбленный в свою профессию, энтузиаст, внесший большой вклад в укрепление материально-технической базы школы. При ней проведен капитальный ремонт котельной, пришкольного интерната, пущены в эксплуатацию теплица и столовая, открыт компьютерный класс. Предметом особой гордости жителей Торы и всего района являлся школьный ансамбль танца «Ая-ганга», бессменным руководителем которого был В.С.Дармахеев, а хореографом – С.С.Ширапова. В течение нескольких лет руководила бригадой куузиководов З.Д.Матханова.