МБОУ "Торская средняя общеобразовательная школа"
с.Торы Тункинского района Республики Бурятия
  • О школе

    Полное наименование образовательной организации:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Торская средняя общеобразовательная школа"

    Сокращенное наименование образовательной организации

    МБОУ "Торская средняя общеобразовательная школа":

    МБОУ "Торская средняя общеобразовательная школа" 

    История школы

    Инородческое 4-классное училище

    Торское училище положило начало распространению грамотности среди населения Тункинской долины. В обращении тайши в Тункинскую степную думу изложена мотивация открытия училища — огромное желание бурят обучать детей грамоте. Главный родоначальник В.Дорофеев в письме инспектору народных училищ Иркутского округа выдвигает идеологическое обоснование важности этой просьбы, как противодействие монгольскому влиянию и ламаизму. Ответа от инспектора не последовало. Поэтому 26 октября 1886 года пишется ходатайство уже иркутскому генерал-губернатору. Только после этого 4 февраля 1887 года в Торы приходит бумага следующего содержания: «В Тункинскую степную думу: на основании §7 народных училищ открыть в Торском улусе для обоего пола училище с 15 февраля 1887 года. Учителем с того же дня назначить В.Ф.Кульчихина. Сбор с инородцев в размере 700 рублей разрешить...» (Гос.архив Иркутской области ДНУИГ д.19.св.14.226-227). Так в Торах была открыта школа. Занятия начались 3 марта 1887 года. На первый учебный год собрали 22 ученика из близлежащих улусов. По мнению старожилов села, здание школы построили жители на свои средства. Первый учитель В.Ф.Кульчихин имел гимназическое образование и двухгодичные курсы по специальности. Владимир Федорович не только учил грамоте, но и заботился о быте детей. Проработав пять лет, он завоевал уважение местного населения. С 1892 года учителем в школе работал А.С.Вязгунов. Он обучал детей грамматике, арифметике, чистописанию. Обязательным предметом был закон божий, которому учил священник Иван Косыгин. Из отчета за этот год видно, что число учащихся в школе было 13, книг для чтения — 161, для учеников — 14, для учителей — 37. Не всем желающим удавалось получить начальное образование, в основном могли учиться дети из зажиточных семей.

    Неполная средняя школа

    С приходом Советской власти жизнь в Торах начинает меняться. С марта 1928 года была организована коммуна «Ниигэм журам», куда вошли 20 семей бедняков. Организатором и руководителем коммуны был М.Г.Кырмыгенов. В 1930 году коммуна была преобразована в сельхозартель «Улаан Торы». В 1935 году в селе была уже семилетняя школа, которая и стала кузницей кадров для сельскохозяйственного и культурного строительства. Директором школы был Г.С.Шалтыков. Выпускники семилетки продолжали обучение в Кыренской средней школе. Уважение у торцев снискали учителя семилетки: Е.К.Шалтыкова, Е.А.Мадагаева, М.И.Бачанова, П.В.Сизранова. В тяжелые годы войны школа оставалась центром культуры и воспитания. Директором школы работала М.И.Артемьева, учителями — Д.Ж.Бардуева, до мобилизации на фронт Д.Ж.Перхаев и другие.

    Средняя школа

    В пятидесятых годах происходит укрупнение колхозов. Так были объединены колхозы «Улаан Тооро» и «Улаан Шулуута», в один под названием «Путь к коммунизму», председателем его был избран Е.Н.Холбоев. Сельскому хозяйству были нужны квалифицированные специалисты. С сентября 1952 года школа переходит в статус средней. В эти годы школа работала над реализацией постановления правительства по осуществлению политехнического обучения. Начинают происходить значительные изменения в учебной программе. Особое внимание уделялось предметам естественно-математического цикла. При школе был разбит большой сад, который давал хороший урожай вишни, яблок, малины. Разводили кроликов, проводили опытническую работу в огороде под руководством биолога Е.Н.Бурловой. Эту напряженную работу педагогического коллектива возглавлял директор Н.Б.Тармаев. Контингент учащихся в те годы доходил до 700, учились в две смены. Школа занимала четыре маленьких здания, назрел вопрос о строительстве новой школы. Выпускники тех лет с благодарностью вспоминают А.Р.Кырмыгенову, П.Б.Балтахинова, Е.Х Храмцова, М.И.Павлову. Школа тогда была подлинной кузницей кадров.

    Средняя школа с производственным обучением

    Директор школы Н.С.Шагдуров, принявший школу в 1967 году, приложил немало усилий для завершения строительства трехэтажного здания в кирпичном исполнении. Он уделял большое внимание укреплению материально-технической базы школы. Школа славилась ученической производственной бригадой, которая занималась выращиванием куузику. Руководителем бригады была учитель биологии С.Е.Шагланова. Все эти годы в школе трудился дружный коллектив. Длительное время завучем школы работала П.Д.Бахажеева, талантливый педагог и наставник молодежи, неустанно прививала детям любовь к родному языку и литературе, своему краю. Глубокий след в жизни школы оставил молодой учитель физики А.Л.Ангархаев. Будучи учителем Торской школы, он сделал первые удачные шаги на литературном поприще. Благодарная память учеников также перечисляет имена учителей: М.И.Баганова, П.П.Базарова, Д.Ш.Болдошкин, Н.С.Шагдуров, З.З.Холхоева, М.П.Доржиева, В.С.Дармахеев, С.Е.Шагланова, Р.И.Бакланов и другие.

    Переходный период развития школы

    В восьмидесятые годы коллектив школы работал над дальнейшим совершенствованием учебно-воспитательного процесса, повышением качества знаний, умений и навыков учащихся, прогнозированием перспектив развития личности, индивидуализацией и дифференциацией обучения, воспитания и развития учащихся. Важную роль в решении этих задач сыграла Р.А.Фомкинова, возглавлявшая коллектив в течение восьми лет. Это человек, влюбленный в свою профессию, энтузиаст, внесший большой вклад в укрепление материально-технической базы школы. При ней проведен капитальный ремонт котельной, пришкольного интерната, пущены в эксплуатацию теплица и столовая, открыт компьютерный класс. Предметом особой гордости жителей Торы и всего района являлся школьный ансамбль танца «Ая-ганга», бессменным руководителем которого был В.С.Дармахеев, а хореографом – С.С.Ширапова. В течение нескольких лет руководила бригадой куузиководов З.Д.Матханова.

    Образование и формы обучения

    Режим работы образовательного учреждения

    Понедельник – суббота  09.00-17.00

    Продолжительность учебной недели:  

    5-дневная для 1 классов, обучающихся по общеобразовательным программам начального общего образования;

    6-дневная для 2-9 классов, обучающихся по общеобразовательным программам начального общего образования и основного общего образования;

    6-дневная для 10-11 классов, обучающихся по общеобразовательным программам среднего общего образования;

    Обучение осуществляется в 1 смену.

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Ожидаемые результаты реализации Программы развития «Школа – центр этнокультурной идентичности»:

    1.  Разработка и внедрение инновационных образовательных программ  «Булаг», «Одаренные дети»,  «ИКТ», «Здоровье нации», «Түнхэнэй эхин». Осуществление культурно-средового подхода в образовательном процессе школы способствует усвоению и присвоению учеником ценностей природы родного края,  Человека, этнической культуры, ребенок сам становится носителем и созидателем культурных ценностей.

    2.    Развитие познавательной, информационной, коммуникативной, технологической компетентности учащихся в процессе овладения  новыми видами деятельности: эколого-краеведческая, проектно-исследовательская, художественно-творческая, познавательный туризм.

    3.   Возрождение и открытие музея села «Музей – юрта им. Ж.Д. Юбухаева» по инициативе школы, открытие аллеи памяти героев  войны и труда, галереи знаменитых людей, облагораживание культового места «Тоеогой аршаан» способствуют изменению социального  и культурного статуса села, что ведет к формированию позитивного отношения родителей, сельского социума к школе.

    4. Повышение          качества      образования        и    воспитания    обучающихся.

    5. Успешное            прохождение          выпускниками  государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и                                                                        ЕГЭ.

    6. Успешное выполнение ВПР.

    7.Изменение облика школы, школа -  центр творчества и информации, насыщенный интеллектуальной, культурной, спортивной жизнью.

    8.Увеличение доли удовлетворенности учащихся, родителей, учителей деятельностью образовательного учреждения.

    9.Развитие познавательной, информационной, коммуникативной, технологической компетентности учащихся для развития этнокультурной идентичности в процессе овладения новыми видами деятельности.

    10.Профессионально – личностный рост учителя.

    11.Создание сетевого родительского сообщества нижнего образовательного округа.

    12.Обобщение и распространение собранного материала в публичных докладах на НПК, на сайтах в сети Интернет, презентация поисково-исследовательской деятельности, создание видеороликов. 

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie